Для «славянского уха» более приемлемо слово адвокация, в его пользу и склонились участники работы секции в ходе обсуждения.
Главный популяризатор концепции адвокации с 2005 г. – общество «Сеть гражданского действия в Украине», финансируемое из США. Аналогичные проекты – пока без учёта библиотечной деятельности – развиваются в Белоруссии, России, Таджикистане.
В США уже вышло пособие «Адвокация в библиотечной сфере». Адвокация здесь понимается как «процесс, направленный на смену политики, законов и практики, которые используют влиятельные люди, группы и учреждения». В этой деятельности выделяется несколько видов, «адвокаторы» выступают посредниками между гражданами, бизнес–структурами и правительством.
Украинская библиотечная ассоциация рассматривает адвокацию как приоритетное направление своей деятельности; её девиз – «Сделаем библиотеку символом демократии!». Конкретных успехов от библиотечной адвокации нужно ожидать, по-видимому, в будущем, когда это направление прочно войдёт в сознание библиотекарей и они начнут действовать по его законам.
Доклад был встречен аудиторией неоднозначно – думается, что главным образом в силу неожиданного и нетривиального подхода. Общий вектор мнений был критичным, но и сочувственным – с явным стремлением вписать услышанное в круг привычных понятий, найти приемлемое терминологическое решение и т.д. Поэтому можно заключить, что присутствовавшие содержанием доклада обогатились, и он выполнил свою сверхзадачу.
Более развёрнутый вариант этого доклада представлен В. В. Загуменной на прошедшем в рамках конференции «Крым–2010» заседании Украинской библиотечной ассоциации, где он был воспринят заинтересованно и по–деловому. Во всяком случае, у меня осталось такое ощущение.
Немає коментарів:
Дописати коментар